Главная » Методические рекомендации по разработке Программы формирования УУД

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа № 5»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)

 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Программа формирования УУД является одним из разделов АООП НОО.

Цель программы заложена во ФГОС для обучающихся с ОВЗ: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Задачи программы:

  • установить ценностные ориентиры начального образования;
  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
  • выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

Программа формирования универсальных учебных действий, в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ, содержит:

  1. описание ценностных ориентиров образования обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования;
  2. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
  3. характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с ЗПР;
  4. типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  5. описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе обучающихся с ЗПР от дошкольного к начальному общему образованию.
  6. (этот раздел введен КГКОУ Школа 5 самостоятельно) планируемые результаты освоения УУД на ступени начального общего образования обучающимися с ЗПР

Далее приводятся комментарии, рекомендации, примеры и фрагменты программы КГКОУ Школа5 по каждому из пунктов.

 

1.Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования  полностью отражено в данных рекомендациях и может быть перенесено в программу ОУ.

Фрагмент из программы:

Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность семьи  как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений, свобода выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:

1.Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:

  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • осознание ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур,
  • национальностей, религий;
  • отказ от деления на «своих» и «чужих»;
  • уважение истории и культуры каждого народа.

2.) Формирование психологических условий развития общения, кооперации

сотрудничества:

  • доброжелательность, доверие и внимание к людям,
  • готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней
  • нуждается;
  • уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

3.) Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

  • принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

4.) Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и

самовоспитанию:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

5.) Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
  • готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
  • критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
  • готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
  • готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
  • умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Далее представлено описание модели выпускника начальной школы, в которой указаны требования в соответствии с формируемыми ценностями.

Например:

Выпускник начальной школы - это человек:

  • освоивший общеобразовательные программы по предметам учебного плана, на уровне достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (т.е. овладевший чтением, письмом, счетом)
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться;
  • любящий родной край и свою страну;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
  • умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

 

2.Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов должна быть осмыслена методическим объединением и внесены коррективы в методы преподавания, способы мониторинга и оценки результатов в соответствии с реализуемым УМК.

 

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир» – в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся в различных УМК по-разному. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий  (например. Фрагмент из программы, табл. 1).

Таблица 1

Смысловые

акценты УУД

Русский язык

Литература

 

Математика

Окружающий

мир

…..

Личностные

жизненное

самоопределение

нравственно-

этическая

ориентация

смыслообразование

 

нравственно-

этическая

ориентация

 

 

 

Регулятивные

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Природоведение, Трудовое обучение, Физическая культура и др.)

 

Познавательные

общеучебные

 

моделирование

(перевод устной речи в письменную)

 

смысловое чтение,

произвольные и

осознанные устные и письменные

высказывания

моделирование, выбор наиболее

эффективных

способов решения задач

широкий спектр

источников

информации

 

 

Познавательные

логические

 

формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем

поискового и творческого характера

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно- следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

 

Коммуникативные

 

использование средств языка и речи для получения и передачи

информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение:

монологические высказывания разного типа.

 

 

 

Далее представлено описание формирование некоторых личностных результатов средствами разных учебных предметов в реализуемом УМК.

Например. Фрагмент из программы:

Каждый из предметов УМК «Школа России», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:

  • коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
  • умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
  • умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления. Существенную роль в этом играют такие учебные предметы, как «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка»,  «Физическая культура»  (идет описание по каждому из указанных предметов).

 

Далее рассматриваются возможности реализуемого УМК  на предмет достижения личностных результатов освоения программы.

Например. Фрагмент из программы:

В курсе «Окружающий мир» — это темы «Природа России», «Страницы истории Отечества», «Родной край — часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Россия на карте».

В 1 классе обучающиеся знакомятся с государственными символами России (гербом и флагом), а во 2 классе на уроках музыкального искусства разучивают Гимн России, и продолжают знакомство с государственной символикой государства.

Обучающиеся выполняют учебные проекты «Родной город», «Города России», «Кто нас защищает» (знакомство с Вооруженными Силами России, Государственной службой пожарной охраны, МЧС России) и др.

В курсе «Литературное чтение» — это разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины, жития», «Родина», «Люблю природу русскую», «Поэтическая тетрадь», «Природа и мы», «Из русской классической литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволяет обучающимся осознавать себя гражданами страны, формировать общечеловеческую идентичность.

 

  1. Далее дается характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, в которой раскрывают максимально достижимый результат для учащихся с ЗПР.

 При написании характеристики необходимо учитывать, что универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития, а так же возможностей обучающихся. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Например. Фрагмент из программы:

            Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся с ЗПР организацию своей учебной деятельности.

К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

 

4.Типовые задачи формирования личностных, регулятивных действий предлагаются в пособиях серии «Стандарты второго поколения», а также в психолого-педагогической литературе последних лет. В программе ОУ необязательно конкретизировать перечень приемов и методик, можно дать только ссылки на типы, виды и примеры постановок задач.

Например. Фрагмент из программы:

Типы задач

Виды задач

Примеры заданий

Личностные универсальные учебные действия

на личностное самоопределение;

на развитие Я - концепции;

на смыслообразование;

на мотивацию;

на нравственно-этическое оценивание

участие в проектах;

подведение итогов урока;

творческие задания;

зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

самооценка события, происшествия;

дневники достижений

Ответь на вопрос: чему я научился на уроке?

Подготовь устный ответ на вопрос, нужно ли человеку изучать родной язык.

Вспомни, каковы особенности текста-описания. Напиши о характере, душевных качествах близкого тебе человека.

Регулятивные универсальные учебные действия

на планирование;

на рефлексию;

на ориентировку в ситуации;

на прогнозирование;

на целеполагание;

на оценивание;

на принятие решения;

на самоконтроль;

на коррекцию

«преднамеренные ошибки»;

поиск информации в предложенных источниках;

взаимоконтроль;

самоконтроль;

«ищу ошибки»

Спланируй работу.

Проверь работу товарища, исправь возможные ошибки, объясни правописание.

Определи цель и (или) задачи урока.

Составь программу действий и вычисли.

Составь алгоритм применения правила.

Вставь пропущенные буквы, проверь себя по словарю, оцени свою работу.

Познавательные универсальные учебные действия

задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

задачи на смысловое чтение

«найди отличия» (можно задать их количество);

 «на что похоже?»;

поиск лишнего;

 «лабиринты»;

упорядочивание;

«цепочки»;

хитроумные решения;

составление схем-опор;

работа с разного вида таблицами;

работа со словарями

По какому принципу объединены слова? Найдите лишнее слово.

Пользуясь толковым  словарем, объясни значение слова.

Определи тему текста и тему каждой части. Составь и запиши план.

Проведи небольшой эксперимент: запиши 10 слов, которые ты чаще всего используешь в речи.  Сравни свои слова с теми, которые записали другие ребята. Что получилось? Какой вывод можно сделать?

Отметь признаки, которые подтверждают принадлежность человека к млекопитающим.

Расставь предложения так, чтобы получился связный текст.

Выбери слова, имеющие одинаковый морфемный состав.

Коммуникативные универсальные учебные действия

на учёт позиции партнёра;

на организацию и осуществление сотрудничества;

на передачу информации и отображению предметного содержания;

тренинги коммуникативных навыков;

ролевые игры;

групповые игры

составь задание партнеру;

отзыв на работу товарища;

групповая работа по составлению кроссворда;

 «отгадай, о ком говорим»;

диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

 «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»

Выучи правило, расскажи товарищу

Составьте две команды. Первая команда будет представлять земноводных, а вторая – рыб. Команды по очереди высказывают по одной фразе о том, кто лучше приспособлен к условиям обитания. Выигрывает команда, высказавшаяся последней.

Посоветуй друзьям, как надо себя вести, чтобы избежать переломов и вывихов.

Прочитай басню «Ворона и лисица» и подготовь с товарищем ее инсценировку.

 

Любое задание по предмету должно рассматриваться учителем как основание для формирования универсальных учебных действий (причем следует точно определить для себя какого именно?).Далее описываются общие подходы к  конструированию учителем типовых задач на основе реализуемого УМК.

Например. Фрагмент из программы:

Общие подходы к конструированию задач для обучающихся с ЗПР:

  1. Структура задачи. Любая задача, предназначенная для развития и/или оценки уровня сформированности УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. В общем виде задача состоит из информационного блока и серии вопросов (практических заданий) к нему.
  2. Требования к задачам. Для того чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были валидными, надёжными и объективными, они должны быть:
  • составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям в целом;
  • сформулированы на языке, доступном пониманию ученика с ЗПР, претендующего на освоение обладание соответствующих УУД;
  • избыточными с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;
  • многоуровневыми, т.е. предполагающими возможность оценить: общий подход к решению; выбор необходимой стратегии;
  •  «модульными», т.е. предусматривающими возможность, сохраняя общий конструкт задачи, менять некоторые из её условий.

 

5.Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования и далее основную образовательную программу основного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огромные возрастно-психологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего.

Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.

Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начально­го общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования. Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую сту­пень образовательной системы, имеет следующие причины:

  • недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;
  • обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Поэтому при написании этой части программы описываются показатели и критерии  оценки готовности детей к обучению в школе при переходе от дошкольного к начальному общему образованию включает в себя физическую и психологическую готовность

 

6.Описание планируемых результатов освоения УУД на ступени начального общего образования обучающимися с ЗПР полностью отражено в данных рекомендациях и может быть перенесено в программу ОУ.

Фрагмент из программы:

Педагогические ориентиры: Развитие личности.

В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников

будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и

оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Педагогические ориентиры: Исследовательская культура

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Педагогические ориентиры: Культура общения

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

«Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе»

Учитель   знает:

  • важность формирования универсальных учебных действий школьников;
  • сущность и виды универсальных умений,
  • педагогические приемы и способы их формирования.

Учитель   умеет:

  • отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД
  • использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД
  • привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД.

 

Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования определяется на этапе завершения обучения в начальной школе, Определение результативности реализации программы формирования универсальных учебных действий на этапе промежуточного контроля и оценки может быть осуществлено при помощи психологических методик, методом наблюдения учителем, получением информации от родителей (на родительских собраниях, с помощью организованных школой социологических опросов). Показателями эффективности работы является учебная самостоятельность в выполнении домашней работы в ГПД и в домашних условиях, количество затрачиваемого времени на подготовительные и собственно учебные действия, сформированность навыка самоконтроля. Для отслеживания процесса и результатов данной работы могут быть использованы предложенные в таблице. 2 ориентиры по годам обучения:

 

Фрагмент из программы:

Таблица.2.

Результаты формирования универсальных учебных

действий на разных этапах обучения по УМК «Школа России» в начальной школе

 

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

1–е классы

1. Ценить и

принимать

следующие базовые

ценности: «добро»,

«терпение»,

«родина»,

«природа», «семья».

2. Уважать свою

семью, своих

родственников,

любить родителей.

3. Освоить роли

ученика;

формирование

интереса

(мотивации) к

учению.

4. Оценивать

жизненные ситуаций

и поступки героев

художественных

текстов с точки

зрения

общечеловеческих

норм.

 

1. Организовывать

свое рабочее место

под руководством

учителя.

2. Определять цель

выполнения заданий

на уроке, во

внеурочной

деятельности, в

жизненных

ситуациях под

руководством

учителя.

3. Определять план

выполнения заданий

на уроках,

внеурочной

деятельности,

жизненных

ситуациях под

руководством

учителя.

4. Использовать в

своей деятельности

простейшие

приборы: линейку,

треугольник и т.д.

1. Ориентироваться

в учебнике:

определять умения,

которые будут

сформированы на

основе изучения

данного раздела.

2. Отвечать на

простые вопросы

учителя, находить

нужную

информацию в

учебнике.

3. Сравнивать

предметы, объекты:

находить общее и

различие.

4. Группировать

предметы, объекты

на основе

существенных

признаков.

5. Подробно

пересказывать

прочитанное или

прослушанное;

определять тему.

1. Участвовать в

диалоге на уроке и в

жизненных

ситуациях.

2. Отвечать на

вопросы учителя,

товарищей по

классу.

2. Соблюдать

простейшие нормы

речевого этикета:

здороваться,

прощаться,

благодарить.

3. Слушать и

понимать речь

других.

4. Участвовать в

паре.

 

2 класс

1. Ценить и

принимать

следующие базовые

ценности: «добро»,

«терпение»,

«родина»,

«природа», «семья»,

«мир», «настоящий

друг».

2. Уважение к

своему народу, к

своей родине.

3. Освоение

личностного смысла

учения, желания

учиться.

4. Оценка

жизненных

ситуаций и

поступков героев художественных

текстов с точки

зрения

общечеловеческих

норм.

 

 

1. Самостоятельно

организовывать свое

рабочее место.

2. Следовать режиму

организации

учебной и

внеучебной

деятельности.

3. Определять цель

учебной

деятельности с

помощью учителя и

самостоятельно.

4. Определять план

выполнения заданий

на уроках,

внеурочной

деятельности,

жизненных

ситуациях под руководством

учителя.

5. Соотносить

выполненное

задание с образцом,

предложенным

учителем.

6. Использовать в

работе простейшие

инструменты и

более сложные

приборы (циркуль).

6. Корректировать

выполнение задания

в дальнейшем.

7. Оценка своего

задания по

следующим

параметрам: легко

выполнять, возникли

сложности при

выполнении.

1. Ориентироваться

в учебнике:

определять умения,

которые будут

сформированы на

основе изучения

данного раздела;

определять круг

своего незнания.

2. Отвечать на

простые и сложные

вопросы учителя,

самим задавать

вопросы, находить

нужную

информацию в

учебнике.

3. Сравнивать и

группировать

предметы, объекты по нескольким

основаниям;

находить

закономерности;

самостоятельно

продолжать их по

установленном

правилу.

4. Подробно

пересказывать

прочитанное или

прослушанное;

составлять простой

план .

5. Определять, в

каких источниках

можно найти

необходимую

информацию для

выполнения задания.

6. Находить

необходимую

информацию, как в

учебнике, так и в

словарях в учебнике.

7. Наблюдать и

делать

самостоятельные

простые выводы.

1.Участвовать в

диалоге; слушать и

понимать других,

высказывать свою

точку зрения на

события, поступки.

2.Оформлять свои

мысли в устной и

письменной речи с

учетом своих

учебных и

жизненных речевых

ситуаций.

3.Читать вслух и про

себя тексты

учебников, других

художественных и

научно-популярных

книг, понимать

прочитанное.

4. Выполняя

различные роли в

группе,

сотрудничать в

совместном

решении проблемы

(задачи).

 

 

3 класс

1. Ценить и

принимать

следующие базовые

ценности: «добро»,

«терпение»,

«родина»,

«природа», «семья»,

«мир», «настоящий

друг»,

«справедливость»,

«желание понимать

друг друга»,

«понимать позицию

другого».

2. Уважение к

своему народу, к

другим народам,

терпимость к

обычаям и

традициям других

народов.

3. Освоение

личностного смысла учения; желания

продолжать свою

учебу.

4. Оценка

жизненных

ситуаций и

поступков героев

художественных

текстов с точки

зрения

общечеловеческих

норм, нравственных

и этических

ценностей.

 

 

1. Самостоятельно

организовывать свое

рабочее место в

соответствии с

целью выполнения

заданий.

2. Самостоятельно

определять важность

или необходимость

выполнения

различных задания в

учебном процессе и

жизненных -->